Стажёрская практика
для педагогов Алейского образовательного округа
«ИКТ- компетентность педагога:
возможности реализации цифровой образовательной среды
на уровне образовательной организации»
28 марта 2023 года на базе МКОУ Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева прошла вторая отчетная стажерская практика для педагогов Алейского образовательного округа в очном формате «ИКТ- компетентность педагога: возможности реализации цифровой образовательной среды на уровне образовательной организации». Мероприятие прошло в рамках деятельности региональной инновационной площадки по направлению «Цифровая информационно-образовательная среда как средство формирования ИКТ-компетентности обучающихся в процессе освоения программы основного общего образования». Для школы – это значительное событие: выйти на уровень округа, поделиться своими наработками, показать уровень организации мероприятий и степень мастерства педагогов!
Всего для участия в стажерской практике был заявлен 21 педагог из школ Алейского округа: МКОУ Топчихинская СОШ № 2, МКОУ Парфёновская СОШ, МКОУ Победимская СОШ, МКОУ Чистюньская СОШ, МКОУ Кировская СОШ, МБОУ «Шипуновская СОШ № 2», МКОУ «Родинская СОШ», МБОУ «Шипуновская СОШ № 1», МКОУ «Самсоновская СОШ», МБОУ ООШ № 3 г. Алейска, МБОУ СОШ № 7 г. Алейска, МБОУ ООШ № 9 г. Алейска, МБУ ДО «Центр детского творчества». Также в стажерской практике приняли участие педагоги нашей МКОУ Топчихинской СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева и ее филиалов в количестве 41 человек. Общее количество участников мероприятия 62 человека.
Педагоги МКОУ Топчихинской СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева подготовили мастер классы по направлению своей деятельности в Центре естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», открытом в 2021-2022 учебном году на базе школы.
Мастер-класс «Легоконструирование как средство всестороннего развития ребенка» провела Остащенко Наталья Филипповна, учитель начальных классов МКОУ Топчихинской СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, педагог Центра «Точка роста». Наталья Филипповна организовала работу на примере Конструктора LEGO Education WeDo 9580 (базовый набор). Участники практики собрали из конструктора животных, установили и запустили программу. Взрослые педагоги с детской непосредственностью радовались результатам своего труда! А что говорить о детях начальной школы, посещающих кружок по лего-конструированию? Эмоции ребят сложно передать словами! Дети с огромным удовольствием посещают данное направление!
Оборудование (3 набора Конструктора LEGO Education WeDo 9580) поступило в школу в рамках запуска работы по программам дополнительного образования в школах. Чтобы освоить азы лего-конструирования с элементами программирования и использовать поставленный набор на уровне начальной школы, Наталья Филипповна прошла переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», курсы повышения квалификации, просмотрела не один вебинар и видео-сюжет, изучила массу методической литературы!
- Почему стоит использовать лего-конструирование в начальной школе? – этот вопрос мы адресовали педагогу, проводившему мастер-класс по лего-конструированию Н.Ф. Остащенко.
- Лего-конструктор – это современное средство обучения детей. Он повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. требуются знания из многих учебных дисциплин. Способствует многостороннему развитию и занятости ребенка во внеурочное время, побуждая его продолжать работу, узнавать новое! Конструирование тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Совершенствуется острота зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы, размеров объекта (детали). Развивается логическое и пространственное мышление. Ребята учатся работать по предложенным инструкциям в группах, сотрудничая, учась работать в команде. Позже – создают свои лего-конструкции, дополняя их подходящими программами на движение и звук.
Обучающиеся Натальи Филипповны, посещают кружок по лего-конструированию с большим интересом. Надеемся, что ребята продолжат своё увлечение! А педагог обязательно поддержит их интерес!
Следующий мастер-класс прошёл по применению робототехнического конструктора программируемых моделей инженерных систем (КПМИС). Данное направление – это своеобразное продолжение работы по лего-конструированию на среднем уровне образования, но в более сложной интерпретации. Провел мастер-класс Морозов Дмитрий Валерьевич, учитель физики и информатики МКОУ Топчихинской СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, педагог Центра «Точка роста». На мастер-классе педагоги собирали робототехническую модель, устанавливали программу и… повышали самооценку полученными результатами! Сложно, но интересно! Увлекательно и необычно! Страшно допустить ошибку, но захватывает! А главное – в ногу со временем!
Робототехнический конструктор программируемых моделей инженерных систем (КПМИС) поступил в школу в рамках запуска работы по программам дополнительного образования в школах. Для соответствия профстандарту «Педагог дополнительного образования детей» Дмитрий Валерьевич прошел переподготовку по данному направлению, изучил особенности работы робототехнического конструктора.
- Зачем использовать робототехнический конструктор в дополнительном образовании детей? – на этот вопрос мы попросили ответить педагога, проводившего мастер-класс по робототехнике Д.В. Морозова.
- робототехнический конструктор программируемых моделей инженерных систем (КПМИС) – это одно из современных средств обучения детей на уровне средней школы. Конструктор позволяет изучать основы электроники, кибернетических и встраиваемых систем. КПМИС предназначен для разработки программируемых моделей на основе многофункционального контроллера типа «Arduino Mega 2560» и разработки мехатронных систем с большим числом приводов, мобильных и манипуляционных роботов, оснащенных системой технического зрения.
Работа с КПМИС в значительной степени сводится к профориентации обучающихся. Это не для каждого. Ведь для работы с робототехническим конструктором мало знать информатику, физику, математику – нужно понимать принципы работы, последовательность выполнения шагов, причины отклонений в работе созданного робота. И самое главное – иметь неподдельный интерес!
Ребята, посещающие кружок по робототехнике, понимают с каким направлением они хотели бы связать свою жизнь. И в этом немаловажная, а точнее – главная роль принадлежит педагогу! Уверены, что у ребят всё получится, а педагог подставит им надёжное плечо!
Мастер-класс по созданию персонализированной страницы педагога в сети Интернет провел Сиков Константин Олегович, учитель русского языка и литературы Переясловской ООШ – филиала МКОУ Топчихинской СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, педагог Центра «Точка роста». Константин Олегович рассказал о платформах, на которых можно создать личный сайт или персональную страницу. Пояснил все плюсы и минусы каждой. Подробно остановились на оптимальном варианте создания персональной страницы. Под чутким руководством педагога стажёры создали «пробную» страницу в сети Интернет.
К.О. Сиков ведет кружок «Сайтостроение» в Центре «Точка роста». Также, как и другие педагоги школы прошел переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования детей». Увлечённый молодой педагог грамотно преподносит информацию, заинтересован сам и увлекает данным направлением детей! Ребята с большим удовольствием посещают его кружок, учатся у педагога не только сайтостроению, но и упорству в достижении своих целей.
- Нужно ли с учащимися изучать в школе сайтостроение, пусть даже в рамках дополнительного образования? – об этом мы спросили педагога, проводившего мастер-класс К.О. Сикова.
- ИКТ-компетентность педагога в области цифровой образовательной среды сегодня предполагает его знания, возможности и их реализацию в данном направлении. Если мы понимаем и принимаем вызовы времени, то идем в ногу со временем, готовим детей к жизни в настоящем и скором будущем! Иметь личный сайт или персонализированную страницу сегодня – это норма времени. Уметь её правильно и грамотно оформить и вести – это сложный вопрос. Задача педагога – помочь ребятам найти правильное решение. Сегодня иметь свою страницу или сайт в сети Интернет очень важно, т.к. это своего рода дополнительная реклама, информация об учреждении или организации, его возможностях, услугах, товарах. Учась сегодня строить и правильно оформлять сайт или страницу в сети Интернет, ребята приобретают бесценные знания и опыт. Возможно, что они свяжут свою профессию с данным направлением. Или это будет достаточно прибыльное хобби.
Сегодня персональный сайт или личная страница в сети Интернет – это не прихоть, а скорее норма времени. Для педагога – это визитная карточка, дающая возможность продемонстрировать свои достижения, поделиться опытом с коллегами. На сайте педагога может находиться личная информация, контакты, сведения об образовании, информация об опыте работы, профессиональных достижениях, разработки уроков, классных часов, мероприятий, учебные дидактические материалы и мн. др. Наличие сайта – это один из критериев оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации.
Ребята, посещающие кружок по сайтостроению, по-настоящему увлечены. Они изучают то, что поможет им определиться с выбором профессии. А педагог им в этом поможет. Пожелаем всем успехов и достижений!
И ещё один мастер-класс по созданию видео-ролика или фильма провела Чаленко Ирина Александровна, учитель начальных классов МКОУ Топчихинской СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, педагог Центра «Точка роста». Ирина Александровна рассказала о возможностях создания видеоролика во встроенном видео-редакторе Windows 10. Педагог подробно инструктировала каждый шаг стажёров при создания ролика. Под руководством Ирины Александровны был создан первый видео-ролик!
И.А. Чаленко ведет кружок «Сам себе режиссёр» в Центре «Точка роста». Прошла переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования детей». Ирина Александровна – увлечённый педагог, идущий в ногу со временем, «разговаривающий» на «ты» с современными инофрмационно-коммуникационными технологиями! Педагог не в первый раз проводит мастер-классы по своим наработкам, делится опытом с коллегами школы, района, теперь – Алейского образовательного округа! Школьники с большим интересом посещают кружок «Сам себе режиссёр»! Это увлекательное занятие связано с практическим применением знаний в жизни. Ребята с удовольствием создают видео-ролики, фильмы не только в школе, но и дома для своей семьи, родственников, друзей.
- Ирина Александровна, где может пригодиться умение создавать видео-ролик? – об этом мы спросили педагога, проводившего мастер-класс И.А. Чаленко. Хотя, по нашим наблюдениям, каждый стажёр уже на мастер-классе высказал свои мысли по использованию полученных знаний!
- Умение создавать видео-ролик сложно переоценить! На мастер-классе я рассказала о возможностях работы приложения «Видеоредактор» в операционной системе Windows 10. Данное приложение позволяет создавать видео-сюжеты из имеющихся фотографий, видео, накладывая музыку, эффекты и анимированный текст. За небольшой промежуток времени можно создать свой неповторимый видео-ролик! Полученные знания педагоги могут использовать для работы: подготовить небольшой учебный ролик или на какое-либо мероприятие, или подвести итоги того же мероприятия. Также используя информацию, можно подготовить поздравление на день рождения или какой-то праздник для своей семьи. Варианты применения приложения безграничны!
Видео-ресурсы используются сегодня в школе как эффективное средство обучения. Их преимущества очевидны: аудиовизуальный ряд, динамика сюжета, возможности многократного воспроизведения и мн.др. Для педагога – это возможность «оживить» урок или мероприятие, сделать его ярким, запоминающимся. Вариантов создания и использования видео-сюжетов огромное множество. Главное – знать: зачем создаю, аудитория для которой создаю и что хочу получить в итоге?
Ребята, посещающие кружок «Сам себе режиссёр», с большим азартом создают новые видео-ролики, фильмы, сюжеты. Пожелаем всем творческих успехов!
Подводя итог мероприятия, можно сказать, что на первых двух мастер-классах по лего-конструированию и робототехнике педагоги поделились вариантами использования конструкторов в дополнительном образовании детей. На третьем и четвёртом мастер-классах педагоги рассказали о возможностях применения полученных знаний в профессиональной деятельности педагога.
Чтобы понимать значимость проведённого мероприятия, мы запустили анкету с использованием бесплатного Конструктора «Яндекс.Формы». Это отличный способ получить обратную связь, не используя традиционный бумажный вариант. Тем более, что сведением информации занимается сам Конструктор. По результатам опроса получили следующие отзывы: «Действительно стажерская ПРАКТИКА!», «Проводите чаще подобные мероприятия!», «Многому научились. Будем использовать в работе. Спасибо!».
Что нам дало проведение стажёрской практики для педагогов Алейского образовательного округа по теме «ИКТ-компетентность педагога: возможности реализации цифровой образовательной среды на уровне образовательной организации»? Во-первых – это отчёт о проводимой работе. Во-вторых – демонстрация накопленного опыта педагогами школы. В третьих – получение оценочных суждений. В четвёртых – удовлетворённость и понимание, что идём верной дорогой! И самое главное – понимаем как дальше расти! Формула «Увлечённый педагог = увлечённые дети!» работает!
Гаркалова Г.С.,
заместитель директора по УВР
МКОУ Топчихинской СОШ № 1
имени Героя России Д.Ерофеева
Мастер-класс по лего-конструированию. Н.Ф. Остащенко
Мастер-класс по робототехнике. Д.В. Морозов
Мастер-класс по сайтостроению. К.О. Сиков
Мастер-класс по созданию видео-ролика. И.А. Чаленко
Часть педагогов –участников стажерской практики